Университет третьего возраста, Рубцовск: Летние каникулы в горах

[ A+ ] /[ A- ]

Алтайских гор крутые берега

Посвящается 65-ой годовщине Обществу «Знание» России

Как всегда в горах невозможно планировать — подчиняешься законам природы.  Это начинает чувствоваться при сборе группы. Поломнический поход 2012 года ничем не отличался от предыдущих лет. Участники определились за 10 дней до выхода. Особенность была в том, что группа состояла из 6 человек и представителей Общества «Знание» г.Рубцовска и г. Каменск-Уральска, а главное только из женщин. Все женщины были элегантного возраста Валентина-64 года, Татьяны-41, 55 лет,  Елены- 48,52 года, Лидия -57лет.  Цель нашего похода была гора Белуха и озеро Ак-Кем ею образованное. Тропы туда идет три,  мы выбрали самую дальнюю и потому сложную, чтобы как можно реже встречать людей и не видеть следы их проживания. Чудеса начались в первый день. Во-первых нас довезли на машине до самого перевала. То есть иначе нам пришлось бы идти лишних 15 километров. Во-вторых, с нами оказался мужчина, который пока мы перетрясали рюкзаки даже, не обговаривая с нами, вырубил нам посохи, без которых невозможно ходить по горам, потому что очень большая нагрузка идет на колени. Знал, что они очень нам помогут. Спасибо тебе, Олег,  за уважение к женщинам и за позитивное отношение к жизни. Он же помог поднять наши припасы на перевал, который вроде бы и небольшой, но затяжной, и потому идти нелегко, особенно с полными рюкзаками. Некоторые наши участницы здесь же захотели всё действия четко спланировать. Последующие дни показали, что это невозможно. Олег решил идти своим путем, более коротким, а мы пошли своим. И как-то сразу почувствовали, что тропа нас объединила.

Спустившись с перевала Кузуяк к мосту через реку Ак-Кем, выяснили, что река изменила русло. Мост остался на месте, а она бежала рядом. Мы были в недоумении, но идти по реке Ак-Кем против течения- это с энергетической точки вредно человеку и нам не хотелось, потому что там шли несколько групп из Германии, 30 -человек из Киева, 25 –человек из Белграда и групп 10 сборных со всей России, а уж маленьких таких как наша не сосчитать. Пока мы думали, что делать , появился беркут, и стал кружить  над рекой. Это был знак. Мы были в ожидании. Но так как  у Татьяны был день рождение, конечно, мы должны человеку организовать праздник. Она на этот день взяла с собой  разные вкусности, а мы по алфавиту на 33 буквы её поздравили. Потом написали ей пожелание и оно была самым искренним, потому что здесь нас  ничто не отвлекало. Эта маленькая, хрупкая женщина удивительно сильная духом. Зная что в горах холодно всё равно взяла с собой минимум личных вещей,  чтобы облегчить вес рюкзака, но несла с собой вазу на которой можно играть, а  она хотела поиграть для  г. Белуха.

Подошел молодой парень и предложил покидать камни в реке, чтобы река вернулась в собственное русло. Вы не представляете! с каким вдохновением мы взялись выворачивать немаленькие булыжники, пуская, как дети ручейки, которые потом превращались в крупные потоки. Конечно, кардинально мы ничего не изменили, но ощущение что мы сделали, что могли было сильным. На следующий день пришел грейдер — вот тогда я поняла как можно изменить русло реки. Он работал часа четыре пока, не поломался. И вот внезапно приходит идея переправится на другой берег на лошади. В этом нам помог хозяин местных угодий Марат. Вообще поездка  на лошади по камням через несущуюся горную реку, воды которой выше брюха лошади напряженная. Альпинисты не смогли по веревке переправиться на  нашу сторону, течением сносило, а мы благополучно оказались на другом берегу.

Дальше тропа шла как в сказке. Не спеша, поднимаясь между лиственницами  в тенечке в сопровождении, пения птиц мы поднимались по ущелью Арактой. По пути наслаждались малиной, красной смородиной, собирали травы на чай и вдыхали этот чистейший алтайский воздух. Когда тебе хорошо так хочется поделиться с другими, а  у меня всегда в горах вызывает сожаление: люди! придите сюда, посмотрите   на эту красоту, почувствуйте свободу, загляните в свою душу, какой ненужной суетой живете! А вечером на костре каша, чай травяной и счастье, что можно снять рюкзак, потому что в начале пути он ну просто неподъемный. Следующий день тоже был ласковый солнечный. На пути встречались реки, ручейки и мы, пополняя свой водный запас и обливаясь водой добрались до перевала Тухман. Раньше когда я ходила по горам мне больше нравилась тропа среди цветов в лесу, но когда меня научили ходить по вершинам, выше всякой растительности, я поняла красоту камня и полюбила  простор, который открывается взору и вызывает полет души. Вот и мы, выйдя на вершину хребта увидели дальние дали и даже Уймонскую долину, по которой мы проезжали 4 дня назад. Но здесь у нас начался урок №1. И состоял он в том, чтобы мы оценили значение воды. Последний глоток я отдала при подъеме на вершину. Я знала, что немного спустившись с другой стороны хребта есть ручей, который должен был напоить нас, но мы, потратив около двух часов на поиски, вернулись с пустыми котелками. Вспомнив различные ситуации, как и сколько люди обходились без воды, с пересохшими губами мы легли спать. А утром- то опять нет воды! Быстро собравшись, мы двинулись дальше. Пройдя около часа, мы увидели стоянку с живительной влагой. Приготовили полноценный обед с вкуснейшим топленым маслом и сухарями, и пили, пили чай с травами. Было солнечно, красивые облака заменяли нам телевизор, такие удивительные картины нам вырисовывались, видно что духи радовались с нами. В общем, мы расслабились, кто-то стал вести свои записи, кто-то стал играть на чаше, а кто-то просто спал и пытался расслабиться и освободиться от городских ненужных мыслей. Отдохнув всласть, мы пошли навстречу с озером Акташ, которое было нашей промежуточной целью. Идешь по тропе такое ощущение как будто летишь, потом вдруг идти сложно вроде бы ничего не поменялось, а просто накрапывает дождь. Мы, конечно,  достали дождевики, одели теплые вещи, но, окропив нас немного дождь прекратился. Но народ как-то сник. На самом деле идти-то было сложно, особенно тем, которые набрали за последнее время лишний вес. А рюкзаки хоть и свои, но придавливали к земле.  Поразмышляв над уроком №2, что мы всегда должны быть готовыми к неожиданностям мы остановились на ночевку.

А следующий день был День космического Дня Рождения Евгения Соловьева из г. Бийска. Это мой давний друг, который учил меня ходить по горам и учит размышлять над собой и анализировать. Для многих он является наставником. И отправляясь в горы или возвращаясь, я часто у него останавливаюсь. В этот раз он напутствовал нас воспринимать всё с радостью — это поможет держать внутреннее равновесие,(а в горах бывает разное, эмоции лезут…) идти до тех пор пока есть радость в душе и поселить музыку в сердце. Что я и сделала охотно. Все 14 дней нашего пути пела моя душа. И мы пели молитвы, песни про Россию, о просторах,  о любовь к жизни. Это так поднимало дух и настроение! А это день был особенный, предстояло 10 часов пути. Вокруг нас гуляли темные тучи. И так как я давно не ходила по этой тропе мы искали поворот. И вот он урок №3 будь с природой един, наблюдай. Всё с тобой разговаривает, будь внимателен.Попросив беркута(опять беркута) показать нам дорогу мы увидели: как из темной тучи вылетела птица , описав круг залетела назад. Я удивилась, что нам идти так далеко и засомневалась, но другого пути не было. И знаете, поворот был именно там, где летал беркут!!!

Мы шли мимо каменных замков и тут уральцы вспомнили про  «Аркаим» -открытая и чудом спасенная от затопления Страна городов, построенная древними ариями на Урале. И было высказано предположение, что наши замки  тоже творение рук человеческих Это ещё крепче нас объединило. Ведь у нас столько общего! Озеро Акташ всем очень понравилась. Высоко в горах, но оно было таким домашним и дожди нас по-прежнему обходили стороной.

Дальше наш ждал переход, спуск к реке Текелю и переправа через неё. Нам сказали, что переправа восстановлена. За неделю до нас шли проливные дожди и потоком воды смыло мост. На тропе мы встретили одинокого путника из Санкт-Петербурга-он шел с реки Аргут, которая тоже поменяла свое русло. Он оставил вещи на берегу, а пришел там уже несла свои воды река. Выйдя на перевал, мы увидели Белуху. Она сияла своей ослепительной красотой. Конечно, это прибавило нам радости и вдохновения. Спуск к реке Текелю был мягко говоря крутым он  называется «свечка». Спускаться можно только с молитвой и боком, а что тропа была сухая мы тоже увидели помощь духов. Как там лошади ходят осталось для нас загадкой. Спустившись к реке, мы увидели два хилых бревнышка и поняли, что по ним не пройти. Стали искать брод и решили, что перейдем завтра. Стоянка была замечательная, людей как всегда не было рядом, рядом виднелся огромный водопад Текелю. Мы стали готовиться к ночлегу. Ночь была теплая, утро солнечное. Взявшись за руки мы перешли речку в брод. А дальше был крутой подъем, а за ним длинный путь по вершинам хребтов. И опять беркут нарезал круги вдалеке и на большой высоте. Я опять была в недоумении, неужели так далеко идти. Оказалось действительно там и была гора Ярлу, хотя высоту мы ненабирали и к следующему вечеру мы спустились в долину Ярлу или Эдельвейсов как её здесь называют.

На костровище мы приготовили обед и оставив рюкзаки пошли в каменный город. Как то незаметно, за последние 10 лет это место стало центром  Ак-Кема. Кто-то здесь останавливается на стоянку, но большинство приходит на экскурсию. Группы  людей ходили туда сюда. Только мы сфотографировались на мастер-камне, как подул сильный ветер. Сбоку висела огромная темная туча. Большая долина Ярлу делилась хребтом на две части: с левой стороны текла молочная река, а с правой стороны река с кисельными берегами. И тут я заметила, что правой реки, что с нашей стороны нет. Всё объяснялось тем, что прошли до этого сильные дожди, и ландшафт изменился. Мы заторопились к рюкзакам. Начал накрапывать дождь, пока мы пришли он уже успел нас полностью вымочить.  Становилось холодно и мы начали собирать дрова, чтобы разжечь костер. Вдруг услышали сильный шум. В горах это может быть камнепад. Шум приближался и мы увидели огромную лавину из камня, глины, деревьев, которая неслась по пойме реки с двух сторон- одна у наших ног, другая с противоположной стороны метров 20 от нас. Многотонные камни переворачивая несло как пушинку, в том месте где они останавливались, появлялись фонтаны из глины, воды и камней. Такое явление здесь бывает не часто. И мы с недоумением думали: откуда, почему? В этом действительно, как сказала хозяйка метеостанции, есть что-то мистическое. Это потом, мы уже размышляя поняли, что та река, которая  исчезла, была под камнями и недолгий дождь с градом видимо продавил её и она понеслась смывая всё на своем пути. Жаль, что не удалось увидеть место, из которого всё это родилось. Пока мы пребывали в осмыслении того, что происходит и начали понимать, что на другую сторону, (где люди, место для палатки и главное баня) нам не перебраться к нам подошел  житель этих мест Эркен. Он помог разжечь костер, и сказав пора переходить, потому что течение спало, начал искать как это сделать. Я попросила, чтобы он нас взял с собой. Взяв палку, он ушел, а немного времени спустя мы его увидели, как он махал нам с того берега. Для него оказалось это просто. Мгновенно собравшись, мы двинулись за ним. Оказывается, то на что раньше легко ступалось, нога проваливалась по колено и идти надо было по самому течению  и по твердым камням. Взявшись за руки мы пошли, научились не наступать полным весом, а быстро пребегать со следа на след и очень даже быстро выбрались на тропу которая ведет к метеостанции, а значит, к лодке которая перевезет на берег, где есть жильё и горячая баня. Но, идя по тропе, мы обнаружили густой туман. За несколько шагов ничего вокруг не видно. Я понимала , что нас просто не увидят. Пройдя 10 минут туман перед нами рассеялся  и перед нами открылась метеостанция и там человек, который проверял приборы, а значит нас видят и скоро за нами приедут. Так и было. Подойдя к хозяйке метеостанции Татьяне, мы объяснили, что попали в сель, хотели бы погреться в бане и если возможно, остаться в домике. Она предложила нам вторую половину своего домика, дала кипяток, мы купили лепешек и конечно смыли с себя речную глину и согрелись в бане. Вечером лежа в тепле в спальниках мы очередной раз  видели подтверждение того, что нас защищают духи. Следующий день шел дождь, и большоё количество людей спустилось с ледняка  Белухи и с перевала Кара-Тюрек замерзшие, дрожащие, но  для них уже не было места.

Следующий день был солнечный, и мы собрались на ледник без рюкзаков. Душа опять пела легко и свободно. Ноги сами весело прыгали с камня на камень. Не перестаю удивляться, кто же выбрал это удивительное место для Часовни. Среди огромных гор, в    тишине пространства, в дали от людских палаток на возвышении стоит она и дает удивительную силу и веру людям сюда приходящим. Кажется что Господь рядом и слышит тебя. Конечно как и многих которые сюда ходят у меня есть мои иконы Богородице и Спасителя, которые живут здесь с года построения и все мои мысли и чувства к ним. Как глубоко и искренне звучал наш Акафист «За всё благодарю». Особенно проникновенно звучал голос Елены из Каменск-Уральска. Наверное,  потому что ей тяжелее всех дался этот путь. Когда человек идет с рюкзаком он понимает, все что он из себя представляет сегодня- это его рюкзак(какие вещи взял, какую пищу несет) и преодолевая очередной перевал становится легче рюкзак  и чище душа. Но это пройти надо, выстрадать. Конечно,  можно проехать на лошади, но не приобретешь крылья, на которых ты будешь летать, не приобретешь силу которая даст тебе понять что мешает тебе жить и освободиться от этих ненужных зависимостей. Вы знаете как она была красива в преодолении себя и свободе, которую получила. Дай Бог ей силы сохранить это в себе. Итак, только четверо пошли дальше к леднику.  Мы подошли к нему  и сделали всё что нам нужно, поиграли на чаше. Важно было ещё выполнить просьбу Хозяйки метеостанции она сказала что Белуха ею управляет, она её чувствует, поэтому она передает ей подарок. Мы тоже духов поблагодарили за всё и оставили им сладости. Следующий день посвятили Долине Семи Озер. Она тоже удивительная такая женственная и домашняя и мы получили огромную радость, побывав там. Войдя в местную жизнь нам захотелось что бы хозяйка Татьяна дала нам алтайские имена  и мы стали: Сулунай- луна с вестями, Алтынай- золотая луна, Айсулу- красивая как луна, Каракыз- смуглая поющая девушка, Аржана- святой источник, Тана- восходящая сияющая А это значит мы совсем стали своими не только для духов, но и для местных людей.

Что ж пора нам возвращаться- время наше вышло. За 13 часов мы дошли до знаменитых трех берез и здесь нас встречал беркут. Маршрутка привезла нас опять в Бийск к Евгению. Конечно, поделились с ним  эмоциями, событиями и передали ему эстафету. Он должен скоро повести группу красноярцев и американцев. Мы ждали у подъезда такси, а над головами кружил беркут. В этом тоже мистика. Этот поход был обозначен проблемами с водой и реками, а открытием было общение с этой удивительно гордой и красивой птицей. Наш поход отличался мудростью в отношениях с природой и умением ценить трудности. И ещё, неважно, сколько тебе лет, главное твои стремления. Они в любой период жизни открывают  тебе новые возможности. И не просто я работаю в Обществе «Знание» России 26 лет, знания — для меня жизнь. Но  настоящие знания получаю только на тропе, по которой я иду вместе со «Знанием». Закончился поход этого года, и мы уже скучаем по горам. Кто с нами на будущий год?